Заглавная страница Автоликбез - Заглавная страница
Сделать стартовой Добавить в избранное Заглавная страница
Заглавная страница Юрий Гейко Официальный сайт
Заглавная страница

Заглавная страница
Об Авторе
Автоликбез на Авторадио
Публицистика
Проза
Марина
Фотоархив
Видео
Друзья
Написать письмо
Объявления
Кругосветка 2006
«Пункт назначения: Крым» (2014)
Документы
Авторадио



Rambler's Top100



Авторадио
Проект «Авторадио»

Заглавная »»   Публицистика »»   

Публицистика


Почему России не очень нужна "Формула-1" (2004)

Смотрю по воскресеньям "Формулу-1" из самых экзотических мест мира. Читаю в нашей прессе дискуссии о том, в какой пойме столицы строить трассу российского этапа этой самой "Формулы-1" - а чем, мол, мы хуже? Вспоминаю свою молодость - запах высокооктанового бензина, пение, рев форсированных моторов и калейдоскоп чемпионатов СССР по кольцу и ралли - трасса "Чайка" в Киеве, Пирита под Таллином, Бикирниеки под Ригой...
      
      Мы, студенты Автомеханического института, ушибленные автомобилем и автоспортом, мотались туда на пару суток за свой интерес и кошт, считая счастьем подать ключ механикам машин Успенского, Бубнова или Брундзы, а уж проехаться на тренировке с кем-то из них по ДОПу или по кольцу - это было все равно, что притронуться к Богу, и оставалось с тобой на всю жизнь.
      В этом удивительном мире кроме нас, фанатов, жило еще несколько сотен людей, близких гонщикам, тренерам, механикам, судьям, людей, которые кочевали вместе со своими кумирами по трассам, городам и годам, и почти все мы знали друг друга в лицо.
      И в мире этом были еще зрители с билетами, отгороженные от него трибунами, милицией, барьерами. Зрителей всегда было немного. В основном это были люди не случайные, одни и те же, со своими друзьями, знакомыми.
      Все это называлось советским автоспортом. На мировых аренах он не блистал, как не блистали никогда и автомобили, выпускаемые Страной Советов. Успехи "Москвичей" в суперралли "Лондон - Сидней" и "Лондон - Мехико", поднявшие экспорт этой марки на небывалую для русских автомобилей высоту, объяснялись только тем, что тактика наша изначально была нацелена на "доход" команды до финиша, в то время как все остальные сражались за абсолютную победу.
      
      Автоспорт был совершенно не нужен СССР, поскольку, как утверждали вражеские радиоголоса, СССР был "единственной страной в мире, в которой старый автомобиль стоил дороже нового". Действительно, новый "жигуль" в магазине стоил 5500 рублей, а на черном рынке за него давали 9000. То есть проблем со сбытом машин не было, в очереди на легковушку народ в среднем стоял четыре-пять лет.
      Сегодня ситуация в России совершенно другая: выбор автомобилей есть, конкуренция есть, проблемы со сбытом есть. И автоспорт в ней по-прежнему есть. Только он в этой "игре" почему-то не играет. Почему?
      Да потому, что он не стал шоу, как "Формула-1", шоу для миллионов телезрителей.
      
      В 1977 году хозяин "Формулы-1" Берни Экклстоун заплатил деньги за показ своего шоу по телевидению. А сейчас он - один из богатейших людей мира, потому что за то же самое все платят ему. Годовой доход его - от 500 до 800 миллионов долларов, личное состояние - около трех миллиардов.
      А ведь, если откровенно, зрелище так себе: носятся пару часов с визгом десятка полтора болидов, обгоны достаточно редки, аварии еще реже, победитель в последние годы один - Шумахер или "Феррари". Так почему же весь мир это зрелище смотрит?
      Да потому, что оно "раскручено", потому что долгие годы и регулярно в это шоу вкладывались миллиарды.
      
      Но сегодня солнце "Формулы-1" - по двум причинам - катится к закату. Первая - Шумми и его "конюшня" вне конкуренции, то есть нет острой борьбы и равных по силам соперников. А вторая - в 2006 году вступает в силу запрет Евросоюза на рекламу табачной продукции, а посему гиганты табакоиндустрии перестанут вливать денежки в "Формулу", исключительно на которых она и держится. А ведь Европа - это 11 этапов из 18. И Экклстоун, предвидя это, носится по всему "нецивилизованному" и еще "курящему" миру в поисках новых рынков сбыта своего шоу: Бразилия, Малайзия, Бахрейн уже подключены, Китай подключится этой осенью, США и Канада возвращаются, Россия и Турция на очереди.
      
      А нам оно надо? Ну вбухаем мы 150 миллионов "зеленых" в какую-нибудь пойму. Ну будут под Москвой или под Питером гоняться эти самые болиды - чужие машины с чужими гонщиками. Ну будут прославлять и рекламировать они чужие моторы, шины, масла, автофирмы. Ну пару дней в году будет эта трасса гудеть, а 363 дня пустовать, ведь никого, кроме "Ф-1" на тот золотой асфальт не пустят.
      А нам-то что с этого?! Говорят, что Лужков в великое удивление пришел, когда после визита в Москву Берни Экклстоуна стало ясно, сколько Москва будет иметь прибыли от одного из 18 этапов "Формулы-1" в России, - шиш с маслом! Потому что никаких особых денег стране-хозяину трассы гонки "Формулы-1" не приносят - только за билеты и прибыль той инфраструктуры, которая вокруг гонок, которая их обслуживает. А главными деньгами - за рекламу и право трансляции по ТВ - Берни ни с кем делиться не собирается. Исключительно китайцы, только что построившие в Шанхае трассу "Формулы-1", смогут получить "маней" побольше, поскольку их трибуны рассчитаны чуть ли не на полмиллиона сидячих мест и на полтора миллиона - стоячих.
      
      Но даже если 74-летнего Экклстоуна (или его наследников), что называется, припрет и они своей прибылью со зрелища начнут делиться, чтобы его не потерять, то стоит ли на это зрелище ставить? Нам, России, ставить? Стоит ли Питеру сражаться с Москвой за это право, стоит ли завидовать Турции, которую "король Формулы" обещал облагодетельствовать раньше России? Стоит ли становиться последними в очередь за товаром, который завтра может быть уценен?
      Посмотрите на практичных американцев - они по "Формуле-1" с ума не сходят, потому что суперзрелищем ее не считают. Не случайно в "Формуле-1" нет ни одного американского гонщика и ни одного американского болида. Много лет "Формула-1" в США вообще не проводилась. Канада, кстати, тоже от нее отдыхала. А гоняются янки в своем "формате" - индикар и наскар - в основном по овалу, где каждый зритель видит за свои деньги ход борьбы от начала и до конца. Да, скорости там меньше, но борьба яростнее. А что нам мешает тоже своим путем в этом деле пойти?
      
      Кто нам мешает создать собственное автоспортивное шоу? Раскрутить его как следует в СМИ, национальными героями, модными людьми победителей сделать? Превратить в место состязания отечественных производителей и продавцов? Почти каждый из них имеет, кроме торговой, еще и собственную производственную базу, осуществляет фирменный тюнинг. Конкуренция между ними - жесточайшая, рекламные бюджеты - сотни тысяч долларов в год. И какая реклама может быть для них лучше, чем победа в гонках на "Большой приз России" фирменной команды? Компаний-инвесторов, нуждающихся в рекламе (типа табачных на Западе), - море. Осталось только своего Экклстоуна найти - эх, Абрамович, Абрамович!..
      Ах, да - где же им гоняться? Ведь после распада СССР в России не осталось ни одной(!) специально оборудованной кольцевой трассы! И вот тут те 150 миллионов долларов, которые Лужков собирается потратить на "Формулу-1", ох как бы пригодились! Аж 10 (десять!) трасс международного уровня, но, конечно, поскромнее "формуловской", можно было бы на эти деньги построить. Для России. И не простаивали бы они ни дня - говорить о значении массового "автоспортликбеза" в стране, где в год на дорогах гибнет 36 000 ее жителей и калечится четверть миллиона, в стране, по уровню аварийности входящей в африканскую группу, я принципиально не стану - нет до этого дела никому. Пусть хотя бы ключевые слова: "шоу" и "прибыль" сработают.
      
      "Кубок Президента России для... миллионеров" - вам нравится это сочетание слов? "Для миллионеров" или "По гольфу" - это одно и то же. Этот турнир у нас проводится. А почему не по картингу? Почему не по тому виду спорта, к которому молодежь тянется сегодня особенно, как и ко всему "адреналиновому"?
      Возьмите Татарию: почему сегодня "КамАЗ" - грузовик номер один в мире? Почему в одной Татарии кроссовых трасс в три раза больше, чем во всей России? Почему под Казанью проводится этап чемпионата Европы по кроссу? Да потому, что Айрат и Радик Шаймиевы, сыновья президента, не просто гонщики, а неоднократные призеры и победители международных гонок. Потому что сам премьер-министр Татарской Республики Рустам Минниханов - неоднократный чемпион России! Он и сегодня - пилот(!) сборной завода.
      
      Подведем итоги. Пропасть между технологиями "Формулы-1" и российского автопрома огромна. Как и между машинами. Трасса "Ф-1" в России ее не сократит и пилотов уровня "Ф-1" нам не воспитает. "Татарский" же вариант, наоборот - эту пропасть сократит. Плюс к тому - даст на одно яркое зрелище больше. Еще плюс: многие тысячи простых автомобилистов смогут на этих трассах в их "нерабочее" время повышать свой уровень вождения - за деньги, разумеется. Вот вам и снижение аварийности.
      Уверен, что такой путь развития российского автоспорта, что называется, назрел. Его идея, его необходимость буквально "висят в воздухе" и уже начали материализовываться - в начале июня по спортканалу показали гонки второго этапа чемпионата страны из Питера с убогой трассы (по международным меркам) "Невское кольцо". И в нем впервые участвовали только что построенные болиды LADA Revolution - чем не зрелище? Но их было всего шесть, и каждый этот аппарат гонщик берег как зеницу ока, потому что денег у команд катастрофически мало, мощностей, производящих такие машины, - тоже. Стоит, кстати, аппарат не миллионы долларов, как "Ф-1", а что-то около 60 тысяч. И это почти опытный образец, а если дело на поток поставить?
      В общем, российский Экклстоун, - ау-у! Тут денежки на дороге лежат!
      
      "Формула-1"
      Объем двигателя - 3,5 литра
      Мощность двигателя - 850 л.с.
      Максимальная скорость - 360 км в час.
      Время разгона от 0 до 100 км в час - 3,5 сек.
      Масса - 650 кг
      Цена - 1,5-2 млн. долларов
      Стоимость обслуживания, эксплуатации в год - 70 млн. долларов
      
      "ЛАДА Революшн"
      Объем двигателя - 1,6 литра
      Мощность двигателя - 230 л.с.
      Максимальная скорость - 260 км в час.
      Время разгона от 0 до 100 км в час. - 6 сек.
      Масса - 640 кг
      Цена - 60 000 долларов
      Стоимость обслуживания, эксплуатации в год - 112 000 долларов
      
      



«« Предыдущая Все статьи Следующая»»
Юрий Гейко
counter