Заглавная страница Автоликбез - Заглавная страница
Сделать стартовой Добавить в избранное Заглавная страница
Заглавная страница Юрий Гейко Официальный сайт
Заглавная страница

Заглавная страница
Об Авторе
Автоликбез на Авторадио
Публицистика
Проза
Марина
Фотоархив
Видео
Друзья
Написать письмо
Объявления
Кругосветка 2006
«Пункт назначения: Крым» (2014)
Документы
Авторадио



Rambler's Top100



Авторадио
Проект «Авторадио»

Заглавная »»   Автоликбез на Авторадио »»   

Автоликбез на Авторадио



Авторадио
Слушай программу на «Авторадио»

пн. 07:50 | ср. 08:20 | пт. 07:20

выпуск 234


«Роллс-Ройсу» - сто лет! Мифы и правда об автомобиле-легенде

Считается, что 4 мая 1904 года – ровно сто лет тому назад – родился автомобиль, сегодня ставший легендой: «Роллс-Ройс». Чего мы не знаем, когда произносим это странное словосочетание?

Вообще-то, первый «Роллс-Ройс» увидел свет годом позже, в 1905 году и напоминал, как и все автомобили того времени, карету на колесах. Правда - роскошную карету, но все же – карету и особого шума этот автомобиль не произвел. А вот когда еще через год два сумасшедших англичанина выкатили из своей мастерской создание под названием «Сильвер Гоуст» - «Серебряный призрак»- они стали знамениты на весь мир.

Почему я этих людей называю сумасшедшими? Потому что они, такие разные, они оба были одержимы одной идеей – создать лучший в мире автомобиль.

Они были созданы друг для друга, но могли не встретиться никогда, как никогда в жизни не встречались Карл Бенц и Готлиб Даймлер, родившие, тем не менее, любимца двадцатого века – «Мерседес». Но Генри Ройсу и Чарльзу Роллсу было суждено встретиться в нужное время и в нужном месте. И они встретились для того, чтобы родить чудо двадцатого века – Роллс-Ройс. И встретились они именно 4 мая 1904 года – ровно сто лет тому назад. Их познакомил предприниматель Клод Джонсон, которого именно из-за этого сегодня называют первым в мире маркетологом автобизнеса.

Справедливости ради, этот автомобиль должен был бы называться наоборот – Ройс-Роллс, потому что машину фактически создал талант инженера-самоучки Ройса на деньги богача и аристократа Роллса. К моменту встречи оба имели необходимый жизненный опыт для того, чтобы свою мечту осуществить – двадцатисемилетний Роллс, кроме денег и дворянского титула, имел репутацию одного из лучших гонщиков на земле и пилотов в воздухе, а сорокалетний Ройс уже почти построил свой первый собственный автомобиль.

Если аристократу Роллсу для того, чтобы попасть в Историю, надо было просто родиться и увлечься скоростью, то бедняку Ройсу надо было уже в 10 лет начать торговать газетами, затем три года днем работать учеником мастера на железной дороге, а по вечерам и ночам долбить несколько языков сразу.

Когда Генри овладел и ими, и еще знаниями по электротехнике, родился его будущий компаньон Чарльз. Когда Генри основал свою фирму и она вовсю производила и продавала электрооборудование, Чарльз окончил Итон и Кембридж и еще – французскую школу пилотов-аэронавтов, гонялся на воздушных и земных трассах, установил там и там несколько рекордов скорости, а затем учредил фирму по продаже автомобилей, и для себя купил новенький «Пежо»…

Почти что в это время и Генри, уже человек не бедный, тоже купил себе машину – французский «Декавиль». Машина раздражала его сначала своими поломками, а когда Генри ее отладил, стала раздражать его своим несовершенством и он начал строить машину собственную…

Тут-то они и встретились. Эта встреча была как взрыв динамита, соединившего две массы «урана» до критической – они понимали друг друга не с полуслова, а с четвертьслова, потому что оба хотели одного и того же – создавать лучшие автомобили в мире. И если аристократ четко знал, каким этот автомобиль должен быть, то инженер четко знал, как это сделать. И уже через полгода – 23 декабря 1904 года никому не известная фирма Роллс-Ройс родилась. На бумаге. А всего через два года она потрясла мир.

Принято считать, что ни один автомобиль мира не окружен столькими легендами и мифами, как «Роллс-Ройс». Да и может ли быть иначе, если этот автомобиль становился частичкой жизни королей и диктаторов, суперзвезд и миллиардеров? Чарли Чаплин, Сталин, Мухаммед Али, Киплинг, Пресли, Нобель, Элизабет Тейлор, Николай Второй, Ленин, английская королева, Брежнев и еще сотни известных всему миру имён связаны с ним. «Роллс-Ройс» не только подтверждал имидж людей известных и создавал его неизвестным - он, бывало, влиял на жизнь целой страны. Почему, например, в Японии левостороннее движение? В Сингапуре, Гонконге, Австралии понятно - бывшие английские владения, а в Японии, которая никакого отношения к «владычице морей» никогда не имела? Да потому, что в 20-м году император этой практически «безавтомобильной» страны всего-навсего купил «Роллс-Ройс»!

При ближайшем рассмотрении оказывается, что почти все мифы и легенды «Роллс-Ройса» имеют реальные корни. Помню, как в библиотеке родного автомобильного института (МАМИ) мне попалась почти что ведомственная брошюра, напечатанная на рыхлой желтой бумаге. Восторженно ее листая, я узнал, что углы знаменитой «роллс-ройсовской» решетки радиатора обязательно опиливаются в тисках напильником слесаря, затем паяются вручную - это правда и сегодня. Что для получения особо нежной и прочной кожи для обивки салона, выведена особая порода коров, которая пасется на особых лугах и жрет там особую траву. Что красное дерево для отделки салона тоже особое, что оно вымачивается сколько-то там лет в особом заливе Средиземного моря и что рисунки волокон дерева на всех дверках выбираются такие, чтобы они были произведением искусства. Но не только - все четыре рисунка должны быть и тождественны, и зеркальны справа и слева и потому при порче одной заготовки идет в брак весь комплект - это тоже правда. Что каждый собранный автомобиль проходит две тысячи километров испытательного пробега, потом разбирается. Что каждый его узел и деталь (имеющие, кстати, личные маркировки и рабочих-изготовителей, и сборщиков) тщательно проверяются, затем кузов окончательно окрашивается и автомобиль окончательно собирается. А окрашивается он в 12 слоев и только - нитрокраской, не синтетикой, потому что только нитрокраска дает ощущение глубины. Каждый из двенадцати слоев перед нанесением следующего слоя - полируется. А затем краска покрывается эмалью. Пожизненная гарантия для владельца этой машины – была когда-то, но теперь гарантия – 4 года. А вот то, что летящая фигурка на капоте отлита из чистого серебра - неправда. В былые годы она изготавливалась из сплава меди, цинка и никеля, а сегодня - из нержавеющей стали. Но вот то, что фигурка эта полируется порошком измельченных косточек черешни - чистая правда.

Кстати, о фигурке – чья любовница увековечена на капоте Роллс-Ройса и почему в тридцатых годах она, летящая, преклонила колени? А вот об этом вы узнаете в следующей передаче, и услышите интересные истории о Роллс-Ройсе, а на сегодня достаточно. Удачи вам на дорогах страны и жизни и запаса тормозного пути! С вами была программа «Автоликбез» и ее ведущий Юрий Гейко.

«« Предыдущий Все выпуски Следующий»»


Добавить мнение о статье



Добавить комментарий


Для добавления сообщения Вам необходимо авторизоваться



Юрий Гейко
counter